В процессе эксплуатации стальные канаты неизбежно деформируются и разрушаются. Этот процесс необратим и происходит постепенно. Сперва лопаются отдельные волокна на поверхности каната, а после он начинает рваться и внутри. На скорость износа влияет множество параметров, в том числе
частота использования, различные трения с грузами, воздействия атмосферных и физико-химических явлений, а также влажность и температура окружающей среды. Стальные канаты способны служить от нескольких месяцев до нескольких лет.
Нормы выбраковки канатных стропов
Канатные стропы не должны допускаться к работе, если:
Трещины на опрессовочной втулке или изменение его размера более чем на 10% от первоначального.
С поврежденными или отсутствующими оплётками или другими защитными элементами, при наличии выступающих концов проволоки в местах заплётки.
Расслоения, надрывы и волосовины.
Узлы, перекручивания, перегибы и заломы на канатах.
Обрыв проволок каната.
уменьшение диаметра канатных стропов из-за износа или коррозии на 7% и более.
Отсутствует или повреждена бирка на стропах.
Выбраковка
Выбраковка стальных канатов происходит по внешним факторам. Подсчитывается видимое количество лопнувших волокон. В том месте, где обнаружено наибольшее число разрывов, делают отметку, после подсчитывают число прядей каната, и сравнивают число оборванных волокон на соседних витках. При грубом подсчёте, если число оборванных витков разнится в 10% от изначального, то канат бракуют. Однако, есть специальные таблицы, по которым этот параметр можно высчитать более точно. Если трос толстый и визуально посчитать число оборванной проволоки проблематично, его снимают с крепежей и изгибают таким образом, чтобы всё было наглядно видно.
Коррозия
Но на этом признаки браковки стальных канатов не заканчиваются. Например, канат поеден коррозией. Если коррозия наблюдается хотя бы на 40% от диаметра каната, его следует браковать. Нередко канаты обладают повышенным коэффициентом прочности. Тогда, при использовании в несложных операциях, его можно и не браковать.
Отдельно хочется сказать, что на сегодняшний день существуют специальные приборы, с помощью которых можно отследить состояние каната. Они особенно актуальны, поскольку, по правилам безопасности, проверку качества каната следует делать раз в 10 дней и непосредственно перед работой, что отнимает время. Тем не менее, это оправдано, поскольку пренебрежение неизбежно приводит к аварийным ситуациям.