Стальные канаты преимущественно являются частью грузоподъемных механизмов . Они находят свое применение как в быту (например: на колодцах), так и в профессиональной деятельности. Они могут состоять из стальных проволок разного диаметра (0,1-2 мм). При этом каждая из них изготавливается из высокоуглеродистой стали, которая выдерживает нагрузки больше обычной в 3-5 раз, и очень устойчива к коррозии.
Эти проволоки закручиваются или перемежаются вокруг сердечников, в роли которых иногда для гибкости используется обычная пеньковая веревка, образуя пряди. Эти пряди, в свою очередь, также закручиваются или переплетаются относительно друг друга, образуя канат.Классификация канатов
Практически в любом месте и в любое время на сегодняшний день можно увидеть стальные канаты. Их классификация и назначение очень разные. Вот признаки, по которым их подразделяют:
в зависимости от назначения (грузовые – Г, или грузопассажирские – ГЛ);
в зависимости от кратности витья (одинарный, двойной, тройной);
по материалу сердечника (пенька, асбест, сталь);
в зависимости от механического свойства проволок (высшая – В, 1-я – I, 2-я – II марки);
по направлению витков прядей (правая – без обозначений, левая – Л);
в зависимости от обработки проволоки (без обработки – нет обозначений, оцинкованная для агрессивных (С), жестких агрессивных (Ж) или особо жестких агрессивных (ОЖ) условий деятельности);
по способу плетения (крестовая – без обозначений, или односторонняя – О);
по типу витья (раскручивающиеся – Р, или нераскручивающиеся – Н);
по роду витья (с разными вариантами точечного и линейного касания: ТК, ЛК, ЛК-О, ЛК-Р, ЛК-РО, ТЛК).
Назначение стальных канатов
Как видим, канаты стальные, их классификация и назначение довольно разные. Но помимо того предназначены канаты для грузов или для людей у них есть и более конкретные назначения. Так, продукция с маркировкой ТК рекомендована к использованию в напряженных условиях. Тросы ЛК-О наиболее хорошо подходят для работы на кораблях или в лифтах (здесь может использоваться восьмипрядный). А вот в агрессивных средах лучше использовать ЛК-Р или ЛК-РО. И таких специфических назначений довольно много, как и самих разновидностей канатов.
Назначение канатов |
ГОСТ 2688 |
ГОСТ 3062 |
ГОСТ 3063 |
ГОСТ 3064 |
ГОСТ 3066 |
ГОСТ 3069 |
ГОСТ 3070 |
ГОСТ 3071 |
ГОСТ 3077 |
ГОСТ 3081 |
ГОСТ 3088 |
ГОСТ 3089 |
ГОСТ 7665 |
|
Подъемные канаты башенных кранов |
+ |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты автокранов |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов |
+ |
|||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов |
+ |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов |
+ |
|||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов |
||||||||||||||
Канаты тельферов |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Стреловые канаты |
+ |
|||||||||||||
Грейферные канаты |
+ |
+ |
||||||||||||
Растяжки, ванты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Экскаваторные подъемные канаты |
||||||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты |
||||||||||||||
Канаты для лебедок |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Скреперные канаты |
+ |
+ |
||||||||||||
Ваерные канаты |
+ |
|||||||||||||
Канаты для оснастки трапов |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Талевые канаты |
||||||||||||||
Канаты для машин бурения |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Тяговые канаты |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Несущие канаты |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема |
+ |
|||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) |
+ |
|||||||||||||
Проходческие канаты |
+ |
|||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) |
+ |
|||||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Растяжки для мачт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Стропы |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Растяжки |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Канаты для шкивов трения |
+ |
+ |
||||||||||||
Канаты для барабанных лебедок |
+ |
+ |
||||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов |
+ |
+ |
||||||||||||
Канаты для рыбной промышленности |
Назначение канатов |
ГОСТ 7667 |
ГОСТ 7668 |
ГОСТ 7669 |
ГОСТ 14954 |
ГОСТ 16853 |
ГОСТ 30055 |
ГОСТ 839-80 |
ТУ 14-4-273-73 |
ТУ 14-4-297-85 |
ТУ 14-178-229-92 |
ТУ 14-178-282-98 |
ТУ 14-178-243-99 |
ТУ 14-178-303-96 |
Подъемные канаты башенных кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты автокранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Канаты тельферов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Стреловые канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Грейферные канаты |
|||||||||||||
Растяжки, ванты |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Экскаваторные подъемные канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты |
+ |
||||||||||||
Канаты для лебедок |
+ |
+ |
|||||||||||
Скреперные канаты |
+ |
||||||||||||
Ваерные канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Канаты для оснастки трапов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Талевые канаты |
+ |
||||||||||||
Канаты для машин бурения |
|||||||||||||
Тяговые канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Несущие канаты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема |
|||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) |
+ |
+ |
|||||||||||
Проходческие канаты |
|||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) |
+ |
+ |
|||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш |
+ |
+ |
|||||||||||
Растяжки для мачт |
+ |
||||||||||||
Стропы |
+ |
||||||||||||
Растяжки |
+ |
||||||||||||
Канаты для шкивов трения |
+ |
||||||||||||
Канаты для барабанных лебедок |
+ |
||||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов |
|||||||||||||
Канаты для рыбной промышленности |
+ |
Рекомендации по применению канатов различной конструкции
Канаты одинарной свивки из круглых проволок
Обладают повышенной жёсткостью, поэтому их рекомендуется применять в условиях, в которых отсутствует знакопеременный изгиб, а преобладает растягивающая нагрузка (арматурные, грозозащитные канаты, канаты для линий электропередач, ограждений, растяжек, вант и т.п.).
С прядями типа ТК
Не рекомендуется применять для ответственных и интенсивно работающих подъемных установок. Применяются в условиях, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют (расчалочные, временные лесосплавные крепления и т.д.)
С прядями типа ЛК-О
Обладают повышенной коррозионной стойкостью, устойчиво работают в условиях абразивного истирания, благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты нашли широкое распространение в качестве подъёмных на судах и лифтах, тормозных – на шахтных подъемных установках, тяговых – на подвесных канатных дорогах, кабель-кранах и т.д.
Однако для нормальной эксплуатации этих канатов требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.
Восьмипрядные типа ЛК-О
Канаты предназначены для различных подъёмных механизмов, где необходима повышенная гибкость и стойкость против поверхностного износа проволок.
Канаты ЛК-Р
Тросы с прядями типа ЛК-Р имеют повышенную степень заполнения поперечного сечения металлом и поэтому нашли применение в различных грузоподъёмных приспособлениях с повышенными осевыми нагрузками. Особенно ввиду наличия, в наружном слое, проволок малого диаметра. Канаты могут эксплуатироваться в условиях воздействия агрессивных сред.
Тройной свивки типа ЛК-Р
Обладают повышенной гибкостью. Повышенная структурная плотность позволяет повысить их прочность, что позволяет использовать их на строительных и металлургических кранах, шахтных подъёмных установках, экскаваторах, подвесных канатных дорогах в качестве тяговых, кабель-кранах и т.д.
Канаты ЛК-РО
Отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.
Трехграннопрядные
Отличаются повышенной структурной устойчивостью, большим коэффициентом заполнения и большой опорной поверхностью. Применяются в условиях больших концевых нагрузок и повышенного абразивного износа. Находят применение в качестве головных на подъёмных установках со шкивами трения и при многослойной навивке на барабан лебёдки.